Конституция Республики Узбекистан
(газета «Халк сози», 15 декабря 1992 г., № 243 (494); Ведомости Олий Маджлиса Республики Узбекистан, 1994 г., № 1, ст. 5; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 3-4, ст. 27; Ведомости палат Республики Узбекистан, № 12/1, 2007 г.; Собрание законов Республики Узбекистан, 2007 г., ст. 15, 2008 г.; ст. 510, 2011 г.; ст. 16, 2014 г.

ВВЕДЕНИЕ
Народ Узбекистана:
торжественно заявляя о своей приверженности правам человека и идеалам государственного суверенитета,
осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями,
опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности,
проявляя приверженность к демократии и социальной справедливости,
признавая верховенство общепризнанных норм международного права,
стремясь обеспечить гражданам республики достойную жизнь,
в целях создания гуманного демократического правового государства,
в целях обеспечения гражданского мира и национального согласия,
принимает настоящую Конституцию Республики Узбекистан в лице ее автономных представителей.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Глава I. Государственный суверенитет
Статья 1.
Узбекистан — суверенная демократическая республика. Наименования государства «Республика Узбекистан» и «Узбекистан» означают одно и то же.
Статья 2.
Государство выражает волю народа и служит его интересам. Государственные органы и должностные лица несут ответственность перед обществом и гражданами.
Статья 3.
Республика Узбекистан определяет свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов государственной власти и управления, осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Государственная граница и территория Узбекистана неприкосновенны и неделимы.
Статья 4.
Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский.
Республика Узбекистан обеспечивает уважение языков, обычаев и традиций всех наций и народностей, проживающих на ее территории, и создает условия для их развития.
Статья 5.
Республика Узбекистан имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн, утверждаемые законом.
Статья 6.
Столица Республики Узбекистан - город Ташкент.

Глава II. Народная власть
Статья 7.
Источником государственной власти является народ.
Государственную власть в Республике Узбекистан осуществляют только органы, уполномоченные на то Конституцией Республики Узбекистан и законами, принятыми на основе интересов народа.
Присвоение полномочий государственной власти, приостановление или прекращение деятельности органов власти, создание новых и параллельных структур власти в порядке, не предусмотренном Конституцией, является нарушением Конституции и влечет за собой привлечение к ответственности по закону.
Статья 8.
Народ Узбекистана - граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности.
Статья 9.
Важнейшие вопросы жизни общества и государства выносятся на обсуждение народа и выносятся на всеобщее голосование (референдум). Порядок проведения референдума определяется законом.
Статья 10.
От имени народа Узбекистана могут выступать только Олий Мажлис и избранный им Президент Республики.
Никакая часть общества, политическая партия, общественное объединение, общественное движение или отдельное лицо не имеют права выступать от имени народа Узбекистана.
Статья 11.
Система государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Статья 12.
Общественная жизнь в Республике Узбекистан развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.
Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной.
Статья 13.
Демократия в Республике Узбекистан основывается на общечеловеческих принципах, согласно которым человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неприкосновенные права являются высшей ценностью.
Демократические права и свободы охраняются Конституцией и законами.
Статья 14.
Государство осуществляет свою деятельность на основе принципов социальной справедливости и законности, направленную на благо человека и общества.

Глава III. Конституция и верховенство закона
Статья 15.
В Республике Узбекистан безоговорочно признается верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан.
Государство, его органы, должностные лица, общественные объединения, граждане действуют в соответствии с Конституцией и законами.
Статья 16.
Ни одно положение настоящей Конституции не может толковаться в ущерб правам и интересам Республики Узбекистан.
Ни один закон или иной нормативный правовой акт не может противоречить нормам и положениям Конституции.

Глава IV. Внешняя политика
Статья 17.
Республика Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений. Ее внешняя политика основывается на принципах суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, неприкосновенности чуждых ей государств, деров, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и других общепризнанных правил и норм международного права.
В целях обеспечения высших интересов, благополучия и безопасности государства и народа республика может образовывать союзы, вступать в содружества и другие межгосударственные образования и выходить из них.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Глава V. Общие положения
Статья 18.
В Республике Узбекистан все граждане имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, вероисповедания, личности и общественного положения.
Привилегии определяются только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости.
Статья 19.
Права и обязанности гражданина Республики Узбекистан и государства взаимосвязаны. Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, неприкосновенны, и никто не вправе их лишать или ограничивать без решения суда.
Статья 20.
Граждане при осуществлении своих прав и свобод не должны наносить ущерб законным интересам, правам и свободам других лиц, государства и общества.

Глава VI. Гражданство
Статья 21.
На всей территории Республики Узбекистан устанавливается единое гражданство.
Гражданство Республики Узбекистан является равным для всех, независимо от оснований его приобретения.
Гражданин Республики Каракалпакстан является также гражданином Республики Узбекистан.
Основания и порядок приобретения и утраты гражданства определяются законом.
Статья 22.
Республика Узбекистан гарантирует своим гражданам правовую защиту и покровительство как на своей территории, так и за ее пределами.
Статья 23.
Права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Узбекистан обеспечиваются в соответствии с нормами международного права. Они выполняют обязанности, предусмотренные Конституцией, законами и международными договорами Республики Узбекистан.

Глава VII. Личные права и свободы
Статья 24.
Право на жизнь является неотъемлемым правом каждого человека. Покушение на убийство человека является тягчайшим преступлением.
Статья 25.
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Никто не может быть арестован или задержан без законного основания.
Статья 26.
Дело каждого обвиняемого в совершении преступления не считается виновным до тех пор, пока дело обвиняемого в совершении преступления не будет рассмотрено в суде публично и не будет установлена ​​его виновность. Обвиняемому в суде обеспечены все условия для необходимой обороны.
Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, жестокому или унижающему достоинство обращению.
Никакие медицинские или научные эксперименты не могут проводиться над человеком без его согласия.
Статья 27.
Каждый имеет право на защиту от посягательств на его честь и доброе имя, от вмешательства в его личную жизнь, на неприкосновенность его жилища.
Никто не может войти в жилище другого человека, произвести в нем обыск или осмотр, разгласить тайну переписки и телефонных переговоров, кроме случаев и порядка, предусмотренных законом.
Статья 28.
Гражданин Республики Узбекистан имеет право передвигаться из одного места в другое на территории Республики, въезжать в Республику Узбекистан и выезжать из нее. За исключением ограничений, установленных законом.
Статья 29.
Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять интересующую его информацию, за исключением информации, направленной против действующего конституционного строя и других ограничений, установленных законом.
Свобода мысли и слова может быть ограничена законом только в части, касающейся государственных секретов и иной тайны.
Статья 30.
Все государственные органы, общественные объединения и должностные лица Республики Узбекистан обязаны создавать гражданам возможность знакомиться с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы.
Статья 31.
Свобода совести гарантируется всем. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Насильственное навязывание религиозных взглядов не допускается.

Глава VIII. Политические права
Статья 32.
Граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства непосредственно и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократической организации государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля за деятельностью государственных органов.
Порядок осуществления общественного контроля за деятельностью государственных органов определяется законом.
Статья 33.
Граждане имеют право осуществлять свою общественную деятельность в форме митингов, собраний и демонстраций в соответствии с законами Республики Узбекистан. Органы власти имеют право прекращать или запрещать проведение таких мероприятий только по соображениям безопасности.
Статья 34.
Граждане Республики Узбекистан состоят в профессиональных союзах, политических партиях и других общественных объединениях
имеют право участвовать в публичных акциях.
Никто не может дискриминировать права, свободы и достоинство оппозиционных лицлица, составляющие меньшинство в политических партиях, общественных объединениях, общественных движениях и представительных органах государственной власти.
Статья 35.
Каждый человек имеет право обращаться непосредственно в компетентные государственные органы, учреждения или к представителям народа с заявлениями, предложениями и жалобами.
Заявления, предложения и жалобы должны быть рассмотрены в порядке и сроки, установленные законом.

Глава IX. Экономические и социальные права
Статья 36.
Каждый человек имеет право быть собственником. Тайна банковских вкладов и права наследования гарантируются законом.
3Статья 7.
Каждый имеет право на труд, на свободный выбор профессии, на труд в справедливых условиях и на защиту от безработицы в соответствии с законом.
Принудительный труд запрещается, за исключением случаев отбывания наказания, назначенного по приговору суда, или в иных случаях, предусмотренных законом.
Статья 38.
Все работающие граждане имеют право на отдых. Продолжительность рабочего времени и оплачиваемых отпусков определяются законом.
Статья 39.
Каждый имеет право на социальное обеспечение по старости, по утрате трудоспособности, по случаю потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом.
Размер пенсий, пособий и других видов социальной помощи не может быть ниже минимально необходимого для проживания размера.
Статья 40.
Каждый имеет право на пользование квалифицированной медицинской помощью.
Статья 41.
Каждый имеет право на образование.
Бесплатное общее образование гарантируется государством.
Школьное дело находится под контролем государства.
Статья 42.
Каждому гарантируется свобода научного и технического творчества, право на использование достижений культуры.
Государство заботится о культурном, научном и техническом развитии общества.

Глава X. Гарантии прав и свобод человека
Статья 43.
Государство обеспечивает права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах.
Статья 44.
Каждому гарантируется право на защиту своих прав и свобод в суде, на обжалование в суде незаконных действий государственных органов, должностных лиц и общественных объединений.
Статья 45.
Права несовершеннолетних, инвалидов и одиноких престарелых охраняются государством.
Статья 46.
Женщины и мужчины имеют равные права.

Глава XI. Обязанности граждан
Статья 47.
Все граждане исполняют обязанности, предусмотренные Конституцией.
Статья 48.
Граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других людей.
Статья 49.
Граждане обязаны бережно хранить историческое, духовное и культурное наследие народа Узбекистана.
Памятники культуры находятся под охраной государства.
Статья 50.
Граждане обязаны бережно относиться к окружающей природной среде.
Статья 51.
Граждане обязаны платить налоги и местные сборы, установленные законом.
Статья 52.
Защита Республики Узбекистан является долгом каждого гражданина Республики Узбекистан. Граждане обязаны нести военную или альтернативную службу в соответствии с законом.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ
Глава XII. Экономические основы общества
Статья 53.
Основой экономики Узбекистана, направленной на развитие рыночных отношений, является собственность в различных формах. Учитывая приоритет прав потребителей, государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, равноправие и правовую защиту всех форм собственности.
Частная собственность, как и другие формы собственности, неприкосновенна и охраняется государством. Собственник может быть лишен своего имущества только в случаях и порядке, предусмотренных законом.
Статья 54.
Собственник владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом по своему усмотрению. Использование имущества не должно наносить вреда экологической среде, нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства.
Статья 55.
Земля, недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат разумному использованию и находятся под охраной государства.

Глава XIII. Общественные объединения
Статья 56.
В Республике Узбекистан общественными объединениями признаются профессиональные союзы, политические партии, общества ученых, женские, ветеранские и молодежные организации, творческие объединения, массовые движения и другие объединения граждан, зарегистрированные в установленном законом порядке.
Статья 57.
Целью насильственного изменения конституционного строя, противодействие суверенитету, целостности и безопасности республики, конституционным правам и свободам граждан, пропаганда войны, социальной, национальной, расовой и религиозной вражды, общественного здоровья, образования и деятельности военизированных объединений, национальных и религиозных политических партий, общественных объединений, посягающих на личность и духовность, запрещается.
Создание тайных обществ и объединений запрещается.
Статья 58.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, предоставляет им равные правовые возможности для участия в общественной жизни.
Не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, а также вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц.
Статья 59.
Профсоюзы представляют и защищают социально-экономические права и интересы работников. Членство в профсоюзах является добровольным.
Статья 60.
Политические партии представляют политическую волю различных классов и групп и участвуют в формировании государственной власти через своих демократически избранных представителей. ПолГражданские партии представляют в Олий Мажлис или представляемый им орган в установленном порядке публичные отчеты об источниках финансового обеспечения своей деятельности.

Статья 61.
Религиозные организации и объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений.

Статья 62.
Роспуск общественных объединений, запрет или ограничение их деятельности осуществляются только на основании решения суда.

Глава XIV. Семья

Статья 63.
Семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Брак основывается на добровольном согласии и равноправии сторон.

Статья 64.
Родители обязаны кормить и воспитывать своих детей до достижения ими совершеннолетия.
Государство и общество обеспечивают заботу, воспитание и образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поощряют благотворительную деятельность в интересах детей.
Статья 65.
Дети равны перед законом независимо от происхождения и гражданского состояния.
Материнство и детство охраняются государством.
Статья 66.
Совершеннолетние, трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях.

Глава XV. Средства массовой информации
Статья 67.
Средства массовой информации свободны и действуют в соответствии с законом. Они несут ответственность за достоверность информации.
Цензура не допускается.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Глава XVI. Административно-территориальное устройство Республики Узбекистан
Статья 68.
Республика Узбекистан состоит из областей, районов, городов, поселков, кишлаков, аулов, а также Республики Каракалпакстан.
Статья 69.
Изменение границ Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, а также образование и упразднение областей, городов, районов осуществляется с согласия Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Глава XVII. Республика Каракалпакстан
Статья 70.
Суверенная Республика Каракалпакстан входит в состав Республики Узбекистан.
Суверенитет Республики Каракалпакстан защищается Республикой Узбекистан.
Статья 71.
Республика Каракалпакстан имеет свою Конституцию.
Конституция Республики Каракалпакстан не может противоречить Конституции Республики Узбекистан.
Статья 72.
Законы Республики Узбекистан также обязательны на территории Республики Каракалпакстан.
Статья 73.
Территория и границы Республики Каракалпакстан не могут быть изменены без ее согласия. Республика Каракалпакстан самостоятельно решает вопросы своего административно-территориального устройства.
Статья 74.
Республика Каракалпакстан имеет право выхода из Республики Узбекистан на основе всеобщего референдума народа Республики Каракалпакстан.
Статья 75.
Взаимоотношения между Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан регулируются договорами и соглашениями, заключаемыми между Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан в рамках Конституции Республики Узбекистан.
Споры между Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан разрешаются путем примирения.
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Глава XVIII. Олий Мажлис Республики Узбекистан
Статья 76.
Олий Мажлис Республики Узбекистан является высшим государственным представительным органом и осуществляет законодательную власть.
Олий Мажлис Республики Узбекистан состоит из двух палат - Законодательной палаты (нижняя палата) и Сената (верхняя палата).
Срок полномочий Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан составляет пять лет.
Статья 77.
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан состоит из ста пятидесяти депутатов, избираемых в соответствии с законом.
Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан является региональной представительной палатой и состоит из членов Сената (сенаторов).
Члены Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Джокорги Кенгаша Республики Каракалпакстан, депутаты представительных органов государственной власти областей, районов и городов избираются тайным голосованием из числа этих депутатов на соответствующих совместных заседаниях представителей Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в равном количестве - шесть человек. Шестнадцать членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан - наиболее авторитетные, имеющие большой практический опыт и оказавшие особые заслуги в области науки, искусства, литературы, производства и других отраслях государства и общества. назначаются Президентом Республики Узбекистан из числа граждан. Депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также членом Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан может быть гражданин Республики Узбекистан, достигший на день выборов двадцати пяти лет и проживающий на территории Республики Узбекистан не менее пяти лет. Требования к кандидатам в депутаты определяются законом.

Одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Законодательной палаты и членом Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Статья 78.
К совместным полномочиям Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся:

1) принятие Конституции Республики Узбекистан, изменений и дополнений в нее;

2) принятие конституционных законов и законов Республики Узбекистан, изменений и дополнений в них;

3) принятие решения о проведении референдума Республики Узбекистан и установление даты его проведения;
4) определение основных направлений внутренней и внешней политики Республики Узбекистан и принятие государственных стратегических программ;
5) определение системы и полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти Республики Узбекистан;
6) утверждение решений о принятии в Республику Узбекистан новых государственных структур и их выходе из состава Республики Узбекистан;
7) регулирование законом таможенных, валютных и кредитных отношений;
8) принятие Государственного бюджета Республики Узбекистан и контроль за его исполнением по представлению Кабинета Министров Республики Узбекистан;
9) введение налогов и других обязательных платежей;
10) регулирование законом административно-территориального устройства Республики Узбекистан, изменение ее границ;
11) образование, упразднение районов, городов, областей, изменение их наименований и границ;
12) учреждение государственных наград и званий;
13) утверждение указов Президента Республики Узбекистан об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления;
14) образование Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан;
15) рассмотрение и утверждение кандидатуры Премьер-министра Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан, а также заслушивание и обсуждение докладов Премьер-министра по актуальным вопросам социально-экономического развития страны;
16) избрание Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека и его заместителя;
17) рассмотрение отчета Счетной палаты Республики Узбекистан;
18) утверждение указа Президента Республики Узбекистан об объявлении состояния войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения договорных обязательств, заключенных по взаимной обороне от агрессии;
19) утверждение указов Президента Республики Узбекистан о всеобщей или частичной мобилизации, введении чрезвычайного положения, продлении или прекращении его действия;
20) ратификация и денонсация международных договоров;
21) осуществление парламентского контроля и иных полномочий, предусмотренных настоящей Конституцией.
Как правило,вопросы, относящиеся к совместному ведению палат, сначала рассматриваются Законодателем Олий Мажлиса Республики Узбекистан в Палате представителей, а затем в Сенате.
Статья 79.
К абсолютным полномочиям Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся:
1) избрание Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей;
2) решение вопросов о лишении депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан права неприкосновенности по представлению Генерального прокурора Республики Узбекистан;
3) принятие решений по вопросам, связанным с организацией ее деятельности и внутренним регламентом палаты;
4) принятие решений по тем или иным вопросам в сфере политической, социально-экономической жизни, а также по вопросам внутренней и внешней политики государства.
Статья 80.
Абсолютные полномочия Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
1) избрание Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей;
2) избрание Конституционного суда Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан;
3) избрание Верховного суда Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан;
4) избрание Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан;
5) назначение на должность и освобождение от должности председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;
6) утверждение указов Президента Республики Узбекистан о назначении на должность и освобождении от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и Председателя Счетной палаты;
7) утверждение указов Президента Республики Узбекистан о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Службы национальной безопасности Республики Узбекистан;
8) назначение дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах и освобождение их от должности по представлению Президента Республики Узбекистан;
9) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Правления Центрального банка Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан;
10) принятие документов об амнистии по представлению Президента Республики Узбекистан;
11) решение вопросов о лишении члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан права неприкосновенности по представлению Генерального прокурора Республики Узбекистан;
12) заслушивание отчетов Генерального прокурора Республики Узбекистан, председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы, председателя Правления Центрального банка Республики Узбекистан;
13) принятие решений по вопросам, связанным с организацией ее деятельности и внутренним регламентом палаты;
14) включает принятие решений по тем или иным вопросам в области политической, социально-экономической жизни, а также вопросам внутренней и внешней политики государства.
Статья 81.
После истечения срока полномочий Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан продолжают свою деятельность до начала работы нового созыва Законодательной палаты и Сената.
Первые заседания Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан созываются Центральной избирательной комиссией не позднее двух месяцев после выборов в Законодательную палату и не позднее одного месяца после формирования состава Сената.
Заседания Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан проводятся в период сессий. Сессии, как правило, проводятся с первого рабочего дня сентября по последний рабочий день июня следующего года.
Заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан проводятся по мере необходимости, но не реже трех раз в год.
Заседания палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан считаются правомочными, если в их работе участвует не менее половины от общего числа депутатов и сенаторов.
В принятии конституционных законов должно участвовать не менее двух третей от общего числа депутатов и сенаторов.
На заседаниях Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также на заседаниях их органов Президент Республики Узбекистан, Премьер-министр, члены Кабинета Министров, председатели Конституционного суда республики, Верховного суда, Верховного судаХозяйственный суд, Генеральный прокурор, Центральный банк. Председатель коллегии может участвовать. Председатель Сената может участвовать в заседаниях Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его органов, а Спикер Законодательной палаты в заседаниях Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его органов.
Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан раздельно проведут заседание.
Совместные заседания Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, когда Президент Республики Узбекистан приносит присягу, когда Президент Республики Узбекистан выступает с речью по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны, внутренней и внешней политики, выступают руководители иностранных государств. По соглашению палат могут проводиться совместные заседания по иным вопросам.
Статья 82.
Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан принимают решения по вопросам, отнесенным к их ведению.
Решения Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты или членов Сената, за исключением случаев, предусмотренных настоящей Конституцией.
Статья 83.
Право законодательной инициативы предоставляется Президенту Республики Узбекистан, Республике Каракалпакстан через высший представительный орган государственной власти, депутатам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинету Министров Республики Узбекистан, Конституционному суду Республики Узбекистан, Верховному суду, Высшему хозяйственному суду и Генеральному прокурору, а также реализуется субъектами права законодательной инициативы путем внесения законопроекта в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Статья 84.
Закон вступает в силу после его принятия Законодательной палатой, одобрения Сенатом, подписания Президентом Республики Узбекистан и опубликования в официальных изданиях в соответствии с законом.
Закон, принятый Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан, направляется в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан не позднее десяти дней после его принятия.
Закон, одобренный Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, в течение десяти дней направляется Президенту Республики Узбекистан для подписания и обнародования.
Закон подписывается и обнародуется Президентом Республики Узбекистан в течение тридцати дней.
Закон, отклоненный Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, возвращается в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Если при доработке закона, отклоненного Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Законодательная палата большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит закон, закон считается принятым Олий Мажлисом Республики Узбекистан и подписанным. и направлен Законодательной палатой Президенту Республики Узбекистан для опубликования.
Законодательная палата и Сенат могут создать согласительную комиссию на основе равенства между депутатами Законодательной палаты и членами Сената для разрешения разногласий, возникших по закону, отклоненному Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан. При принятии палатами предложений согласительной комиссии закон рассматривается в обычном порядке.
Президент Республики Узбекистан вправе вернуть закон со своими возражениями в Олий Мажлис Республики Узбекистан.
В случае одобрения закона в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан закон подписывается Президентом Республики Узбекистан и в течение суток должен быть подписан и опубликован.
Опубликование законов и других нормативных правовых актов в печати является обязательным условием их применения.
Статья 85.
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан избирает из своего состава Спикера Законодательной палаты и его заместителей.
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместители избираются на срок полномочий Законодательной палаты большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием.
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан может быть отозванпо решению Законодательной палаты, принятому более чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты тайным голосованием.
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
1) созывает заседания Законодательной палаты, председательствует на них;
2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на обсуждение Законодательной палаты;
3) координирует деятельность комитетов и комиссий Законодательной палаты;
4) осуществляет контроль за исполнением законов Республики Узбекистан и решений Законодательной палаты;
5) в целях осуществления межпарламентских связей и международного парламентского взаимодействия курирует деятельность групп Законодательной палаты по работе организаций;
6) представляет Законодательную палату в отношениях с Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, другими государственными органами, зарубежными странами, международными и иными организациями;
7) подписывает постановления Законодательной палаты;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и нормативно-правовыми актами.
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан издает распоряжения.
Статья 86.
Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан избирает из своего состава Председателя Сената и его заместителей. Председатель Сената избирается по представлению Президента Республики Узбекистан.
Один из заместителей Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан будет представлять Республику Каракалпакстан.
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместители избираются на срок полномочий Сената большинством голосов от общего числа сенаторов путем тайного голосования.
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан может быть отозван досрочно в соответствии с решениями Сената, принятыми более чем двумя третями голосов от общего числа сенаторов путем тайного голосования.
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
1) созывает заседания Сената, председательствует на них;
2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Сенатом;
3) координирует деятельность комитетов и комиссий Сената;
4) осуществляет контроль за исполнением законов Республики Узбекистан и решений Сената;
5) руководит осуществлением межпарламентских связей и деятельностью групп Сената по работе в международных парламентских организациях;
6) представляет Сенат в отношениях с Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан, другими государственными органами, зарубежными странами, международными и иными организациями;
7) подписывает постановления Сената;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и нормативно-правовыми актами.
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан издает распоряжения.
Статья 87.
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан осуществляет подготовку проектов законов, предварительное рассмотрение и подготовку вопросов, выносимых на рассмотрение Законодательной палаты, контроль за исполнением законов Республики Узбекистан и решений Законодательной палаты. Законодательная палата избирает из числа своих депутатов комитеты.
Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан избирает из числа сенаторов комитеты на срок их полномочий для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, выносимых на рассмотрение Сената, контроля за исполнением законов Республики Узбекистан и решений, принятых Сенатом.
Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан в случае необходимости образуют комиссии из числа депутатов и сенаторов для выполнения отдельных задач.
Статья 88.
Депутатам Законодательной палаты и членам Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан возмещаются расходы, связанные с их парламентской или сенаторской деятельностью.
Депутаты Законодательной палаты и члены Сената, работающие в Сенате на постоянной основе, в период исполнения своих полномочий не могут заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной и педагогической.
Депутат Законодательной палаты и член Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан пользуются правом неприкосновенности. Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны, заключены под стражу, подвергнуты судебно-административным санкциям без согласия соответственно Законодательного собрания или Сената.

Глава XIX. Президент Республики Узбекистан
Статья 89.
Президент Республики Узбекистан является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов.
Статья 90.
Гражданин Президентом Республики Узбекистан может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным языком, проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет до прямых выборов. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Узбекистан более двух сроков подряд.
Президент Республики Узбекистан избирается гражданами Республики Узбекистан на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Порядок избрания президента определяется законом Республики Узбекистан.
Статья 91.
Занимающие в период исполнения Президентом своих полномочий иные оплачиваемые должности представительного органа не могут быть депутатами, заниматься предпринимательской деятельностью.
Личность Президента неприкосновенна и охраняется законом.
Статья 92.
Президент считается вступившим в должность с момента принесения на заседании Олий Мажлиса Республики Узбекистан следующей присяги:
«Торжественно клянусь верно служить народу Узбекистана, неукоснительно соблюдать Конституцию и законы республики, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно исполнять возложенные на Президента Республики Узбекистан обязанности».
Статья 93.
Президент Республики Узбекистан:
1) является гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан;
2) принимает необходимые меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан, реализации решений по вопросам национально-государственного устройства;
3) выступает от имени Республики Узбекистан во внутренних и международных отношениях;
4) ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения Республики Узбекистан, обеспечивает соблюдение заключенных Республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств;
5) принимает в своем присутствии верительные грамоты и приглашения аккредитованных дипломатических и иных представителей;
6) вносит в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры для назначения дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах;
7) имеет право обращаться в Олий Мажлис Республики Узбекистан по важнейшим вопросам реализации внутренней и внешней политики страны;
8) обеспечивает совместную деятельность высших органов власти и управления республики; по представлению Кабинета Министров Республики Узбекистан образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и иные органы государственного управления, а затем вносит постановления по этим вопросам на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
9) вносит в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру для избрания на должность Председателя Сената;
10) вносит на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру Премьер-министра Республики Узбекистан, а при его отставке, когда вотум недоверия Премьер-министру принят палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, или в соответствии с законом освобождает его от должности в других предусмотренных случаях;
11) утверждает и освобождает от должности членов Кабинета Министров Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан;
12) назначает и освобождает от должности Главного прокурора Республики Узбекистан и Председателя Счетной палаты, а затем вносит эти вопросы на утверждение Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
13) Председатель и судьи Конституционного суда Республики Узбекистан, Председатель и судьи Верховного суда, Председатель и судьи Высшего хозяйственного суда, Председатель правления Центрального банка Республики Узбекистан, Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы представляет Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры на должность председателя;
14) назначает и освобождает от должности судей областных, межрайонных, районных, городских, военных и хозяйственных судов;
15) назначает и освобождает от должности хокимов областей и города Ташкента в соответствии с законом по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан. Президент имеет право освобождать от должности хокимов районов и городов, нарушивших Конституцию, законы или совершивших действия, порочащие их честь и достоинство;
16) приостанавливает и отменяет документы, принятые республиканскими органами государственного управления и хокимами, в случаях, если они не соответствуют нормам правовых актов; имеет право председательствовать на заседаниях Кабинета Министров
Made on
Tilda